Непосредственное переучивание в реальной жизненной ситуации

Исследования Мери Джонс (1924a, b), направленные на ле­чение детей, страдающих фобиями, показали ценность непо­средственного «отучения» страха и открыли путь для разви­тия более совершенных методов лечения симптомов, вызван­ных страхом. Этот метод иллюстрирует лечение Петра, кото­рый боялся кроликов. Петру дали пищу, и экспериментатор принес в комнату кролика в клетке, но поставил ее на таком расстоянии, что Петр не прекратил есть. Клетку передвигали все ближе и наконец выпустили из нее кролика, прежде чем Петр закончил есть. Реакция, вызванная страхом, была заме­щена приемом пищи в присутствии кролика. Вначале позитив­ные эмоциональные реакции могут быть вызваны только то­гда, когда предмет, вызывающий страх, находится на некото­ром расстоянии, но постепенно в результате генерализации стимула даже близкое присутствие кролика не привело к пре­кращению еды.

Принцип формирования противоположной страху реакции при помощи постепенного изменения интенсивности или гра­ниц стимула, вызывающего страх, использовался при лечении иррациональных страхов у детей (Jersild and Holmes, 1953) и фобий у взрослых пациентов (Meyer, 1987; Meyer and Gelder, 1963; Marks and Gelder, 1965; Gelder and Marks, 1966). Этот ме­тод, называемый также постепенным привыканием, основыва­ется на постепенном увеличении воздействия ситуации или по­зиции, вызывающей страх. Часто далее не нужны специальные усилия, чтобы вызвать специфическую противоположную стра­ху реакцию. Считается, что присутствие терапевта достаточно для возникновения чувства безопасности у пациента. Пациен­там с симптомами агорафобии рекомендуется ходить на все бо­лее длительные прогулки, сначала вместе с терапевтом, а потом самостоятельно. Лиц, страдающих клаустрофобией, закрывают во все меньших комнатах. В случае пациента с фобией котов использовалась следующая иерархия стимулов: материалы с фак­турой от очень непохожей до очень похожей на шерсть кота, игрушечный кот, рисунки котов, наконец, живой кот, которого пациент взял к себе домой на воспитание (Freeman and Kedrick, 1960). Предполагалось, что лишенная страха реакция на моло­дого кота будет подкреплена и генерализирована на других ко­тов, как молодых, так и взрослых.

Перед началом лечения с помощью этого метода с пациен­том проводится подробное интервью, чтобы определить все вызывающие страх стимулы и распределить их в зависимости от интенсивности. Затем вместе с пациентом составляется ие­рархия стимулов в соответствии с силой страха, вызываемого каждым из предметов.