Инструментальное обусловливание
Ценность исследований классического обусловливания заключается в относительной простоте ситуации, при которой происходит научение, и вытекающей из этого возможности самоанализа с переменными и процессами, которые им управляют. Однако несомненно, что обусловливание классического рефлекса является примером ограниченной и искусственной формы научения. Это склонило некоторых психологов, прежде всего Торндайка (1911) и Скиннера (1938), ввести менее ограниченные условия опытов, что дало возможность изучать более сложные формы научения. От опытов Павлова они отличаются тем, что воздействие безусловного раздражителя (БР) зависит от поведения животного. Вырабатываемый рефлекс должен иметь место перед действием БР и носит инструментальный характер по отношению к этому действию. Итак, животное некоторым образом контролирует свое окружение, вместо того чтобы пассивно на него реагировать. Дрессировщики, родители и учителя используют инструментальное обусловливание многие века. Лабораторные исследования начались в 70-х гг. Наиболее распространенные методы инструментального обусловливания приведены ниже.