Инструментальное обусловливание

Ценность исследований классического обусловливания за­ключается в относительной простоте ситуации, при которой происходит научение, и вытекающей из этого возможности самоанализа с переменными и процессами, которые им управ­ляют. Однако несомненно, что обусловливание классического рефлекса является примером ограниченной и искусственной формы научения. Это склонило некоторых психологов, преж­де всего Торндайка (1911) и Скиннера (1938), ввести менее ограниченные условия опытов, что дало возможность изучать более сложные формы научения. От опытов Павлова они от­личаются тем, что воздействие безусловного раздражителя (БР) зависит от поведения животного. Вырабатываемый рефлекс должен иметь место перед действием БР и носит инструментальный характер по отношению к этому действию. Итак, животное некоторым образом контролирует свое окружение, вме­сто того чтобы пассивно на него реагировать. Дрессировщики, родители и учителя используют инструментальное обусловлива­ние многие века. Лабораторные исследования начались в 70-х гг. Наиболее распространенные методы инструментального обусловливания приведены ниже.